понедельник, 29 ноября 2010 г.

Алексеева Елена

Алексеева Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ п. Прудовой
Урок литературы в 11 классе по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
"Он не заслужил света, он заслужил покой" ( размышление над финалом романа)
по программе В.А. Сахарова, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева ("Литературный процесс 30 - 40 годов"). Урок с использованием элементов технологии развития критического мышления, мультимедийной призентации.
Конспект урока

Презентация к уроку

1 коммент.:

Хатькова С. А. комментирует...

Добрый день!
Урок литературы по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита» заслуживает внимания. Задачи, поставленные учителем, решены; цель достигнута. Интересен фрагмент урока «Интервью с литературным героем». Этот этап урока подготавливает обучающихся к ответу на вопросы: «Судит ли автор своего героя? Осуждает его или сочувствует ему?» Вопросы тем, кто создан мыслью и чувством Мастера, кто связан судьбою с ним, кто вынужден взять под опеку участь Мастера, формируют у обучающихся образ Мастера и помогают обучающимся в течение урока ориентироваться в литературном материале. Этот фрагмент урока мог бы стать ключевым этапом урока, если бы учитель после размышлений обучающихся (Почему Мастер заслужил покой, а не свет? Является ли покой наказанием для Мастера или его наградой?) предложил обучающимся ещё раз проанализировать логические цепочки уже известных вопросов к героям и ответов героев. Вопросы Мастеру и тем, кто оживлён его творческим сознанием (Иеш., П. П.); вопросы Мастеру и Той, чья жизнь согрета и освобождена его творческим сознанием; вопросы Мастеру и Тому, кто раскрывает тайну жизни и смерти человека, помогли бы обучающимся понять авторскую позицию: а) свою жизнь человеку необходимо анализировать, необходимо ему запоминать своё Главное слово, свой Главный поступок; б) покой, а не свет выбирает для себя сам Мастер, ведь выбор Иешуа – выбор творческого сознания Мастера. Кольцевая композиция урока не противоречила бы композиции булгаковского «романа в романе».
На уроке даётся объяснение тому, что в романе может называться «покоем», но не раскрывается значение, в котором употребляется в романе слово «свет». Теряются ответы на вопросы: «Мастер лишён света, ограждён от света, защищён от света? Почему (о чём) печалится Левий? («Он не заслужил света, он заслужил покой», - печальным голосом проговорил Левий.)»
Целесообразно ли замещение на уроке литературного портрета героев «артлицом»? Совмещение словесного портрета героя и «артлица» уместно на уроке при сопоставлении романа и его кинематографической интерпретации.
Данный урок полезен в системе школьного образования с точки зрения кропотливой работы обучающихся с литературным материалом, формирующей их знание художественного пространства отечественной литературы.
Хатькова С. А.
Khvschool1@mail.ru

Отправить комментарий